среда, 24 марта 2010 г.

Зимующий флот в Пермском затоне. Часть 2. Всё остальное - хорошее и не очень.

Пройдясь по каравану, мы поспешили дальше - ко второму каравану, на котором стояли в основном круизные суда. Встречался также и грузовой флот. Но, обо всем по порядку...
Сперва в мой объектив попались два земснаряда: ПЧС 450-10 и ПЧС-604.
Эх...Ведь это же те самые "трудяги", которые работали в свое время и день, и ночь. Не смолкая, громко, их слышно было за километры. Несамоходные, но, в то время, очень нужные. А теперь стоят.
За земснарядами уютно притаился "Озёрный 92".
Судов данного проекта на Каме было достаточно, но, из-за своего возраста, многих их уже списали или порезали. Если мне не изменяет память, это последнее "живое" судно данного проекта на Каме. И всегда стоит. Увы.
Идем дальше. То ли не нужные никому, то ли в консервации стоят два судна типа "Ярославец".

Заметьте, оба "Ярославца" стоят на фоне 2-х мрачных 588-х. Да, это не так давно купленные суда КРП - "Денис Давыдов" и "Генерал Черняховский".
Долгое время простоявшие в консервации на Волге, эти суда встали у нас на Каме, здесь, в Пермском затоне. Не буду загадывать, что будет с ними. Просто надеюсь, что суда войдут в состав Камского флота в скором будущем.

Проходим дальше по счалу. Доходим до нужного нам судна. Это "Булгар".
В недавнем прошлом "Украина". Судно арендовано на долгий срок, поэтому арендатор решил сменить имя. "Да ради Бога", - подумал я."Лишь бы ходило".
Мельком попадается "Вишера". О как она меняется...
Предполагается, что из судна сделают банкетоход. Ругаюсь про себя, да зачем оно надо!??? А потом вдруг радуюсь, опять же, лишь бы жил и работал, а не ржавел в затоне.
Уходим и направляемся к дальнему счалу. Там 4-х деки.
Побывали на "Маяковском". Работа кипит. Привет команде!
Напоследок щелкаю "Достоевского". Жаль не в полный размер, время горит, впереди СПК!
Ну все, круизники - круизниками, а Скоростной флот мне больше по душе.
Первым попадается - "Восход 18".
Бедолага. Почему? А вот почему: сейчас разбираюсь с вопросом аварийности камских судов. Материала мало, а про этот "Восход" уже набрал прилично. Последней его, вернее роковой, стала та, что случилась в начале 90-х, в районе Усть-Качки что-ли. Под управлением пьяного моториста, вылетел на бетонный откос, что его и погубило. Встал он, кажется, навечно. Знаете, даже не на кильблоке, практически на земле валяется. Осенью позапрошлого года бывали на нем, внутри. Ничего дельного. Так вот и стоит себе, прямо как памятник, напоминающий о былой Славе скоростного флота на Каме.
А это еще одно аварийное СПК в затоне - "Восход 42".
Уверен, многие помнят, что 27 августа 2000 года, в районе Осы, "Восход 42" на полном ходу резко сменил курс и врезался в идущий навстречу состав. Шесть из семи находившихся в тот момент пассажиров в носов салоне погибли мгновенно. Спасся лишь 6-ти летний Егорка. Мать успела прикрыть собой. Грустно.
А вот чьи это передние крылья, имею в виду 42-го или 18-го "Восхода", увы, неизвестно. Валяются так себе, на крыше.
Ну а следующие представители "крылатого" флота стоят блестяще. Первый из них "Восход 50".
Так и не сдавшись Речному Регистру в прошлую Навигацию, судно, однако, покрашено. Хороший знакомый в затоне подсказал, что судно покрасили какой-то новейшей краской, испытывали, мол, именно на 50-м. Обратите внимание, даже днище выкрасили.
Ну а это, единственный, как говорится, полностью НА ХОДУ - "Восход 62".

Речной Регистр его принял в прошлом году и, соответственно, документы на него готовы. Дай Бог, если все же запустят обещанные рейсы на Каме, то он - первый кандидат.

А вот и еще одно судно, длительное время стоящее на слипе затона - "Вера". Тоже походило по морям.


Осенью прошлого года поставили на слип ОМ - "Диагностика". Судно повидало виды, но, говорят жить будет. Не даром поставили на слип.

А вот этот речной трамвайчик поставили тоже осенью на слип. Это М 224.

А совсем недавно засуетились вокруг него, видать, сделают. То ли это связано с открывшимися перспективами получения дотаций от государства на перевозку пассажиров на местых линиях, то ли еще из-за чего. Не знаю, поживем - увидим.
Кстати, о работах. Они, как я увидел не везде умерли. Вот явный пример - идет ремонт баржи, непонятного ООО "ПФК".
Не Пермский Фанерный уж...Ну да ладно, радует это глаз.

Ну и напоследок, грустная картина. "Ярославец", выброшенный на берег.

Знаете, несмотря на то, что здесь много флота - работающего и неработающего, все равно, придя сюда, радуешься, что еще не весь Камский Флот продан, разграблен и убит. Жив еще. Но, увы, надо смириться, доживает последние дни....

понедельник, 22 марта 2010 г.

1 марта 2010...или...Мне КАМА по колено (прогулка по льду с фотоаппаратом)

Сегодня, в первый день весны 2010-го года я, вырвавшись из суеты дел, наконец выбрался на лед, прямо в акваторию Чайковского СРЗ, чтобы лицезреть и, конечно же, запечатлеть тот флот, что зимует у нас в этом году.
Уже привычной в голове остается картина, когда флота на Каме мало. Увы, это так. Некогда мощная Чайковская ремонтно-эксплуатационная база флота имела на своем балансе порядка 150 единиц флота. Как минимум 40-50 процентов флота всего Камского речного пароходства зимовало именно здесь. Времена канули в лету. Максимум, что к зиме собирается здесь - порядка 20-25 судов, и это уже вместе с тем скоростным и грузовым флотом, что простояли здесь все лето.
Спросите, почему? Думаю, ответ прост. Само пароходство нынче банкрот, кстати уже достаточно давно, по-моему с 1994 года. Затем менялись директора, менялись названия, но, в сущности, ничего не изменилось.
К примеру, Чайковская РЭБ, меняла свое название и на Чайковскую Базу Технического Обслуживания Флота, и на Чайковское Объединенное Предприятие Речного Транспорта, и на Чайковский СРЗ. А может и я еще чего не знаю. Не важно. Предприятие загнулось, потому что гнить начала голова - КАМСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО.
Ну не будем о грустном, думаю, вернемся к этому вопросу еще не раз.
А пока флот у нас зимует, будем надеяться на лучшее. Вот как раз сейчас и прогуляемся по акватории нашей РЭБ, уж простите, виртуально.
К слову сказать, там где я сегодня гулял, я НИКОГДА не бывал. Ведь мои плвания были лишь на судах скоростного флота и, соответственно, по акватории Чайковской РЭБ, я никак не ходил, а лишь строго пересекал отрезок: "Чайковский порт - Чайковский шлюз".
Ладно. Хватит. Поехали.
Свою прогулку я начал с Чайковского шлюза. Так сложились обстоятельства.
Мне открылся прекрасный вид нашего судоходного канала.


Дальше я направился непосредственно к месту, куда и шел, а именно в Чайковскую РЭБ.
Вот она, когда то была наполнена судами, а нынче здесь так пусто.


Иду дальше. Как видно зимой по Каме довольно успешно катаются на снегоходах. Впрочем местами даже застревают.


Вот она, немногочисленная армия сухогрузного самоходно-несамоходного флота. Нынче в лёд вмерзли 4 судна типа "Шестая Пятилетка", СТ "София" (кстати судно не один год походило по морям, но почему-то теперь гниет в затоне), пара приставок для судов типа "Волжский".



Хотел я было идти дальше фотографировать флот, но вот незадача... Шаг, другой, третий... И вдруг чувствую - топит))) Начерпав по самое колено, стал выбираться назад, что сделал успешно и быстро. Пошёл восвояси, так и не дойдя до плавучего ДОКа.
Идём дальше.
В Чайковском, на берегу - на кильблоках, доживают свой век суда на подводных крыльях. Здесь остановлюсь чуть поболее, так как тема для меня очень животрепещущая. Как я уже говорил, все мое детство связано именно со скоростным водным транспортом. Сидя на различных форумах речных круизов и судоходства, иногда невольно ловлю себя на мысли о том, что сам то ни разу в круизе не бывал. Спасибо, что за последние годы, друзья-товарищи-Энтузиасты потаскали по круизным судам. Соберусь наверное только к старости.
Вообще в Чайковском исконно процветал скоростной флот. На балансе РЭБ стояли суда типа "Ракета", "Метеор", "Восход". Из той многочисленной армии нынче осталось лишь 4 судна. И только одно из них вроде в рабочем состоянии. Печально? Увы, да. И такая ситуация практически везде. Лишь в Казани и Санкт-Петербурге скоростной флот работает. Самарцы простите, у Вас тоже один "Восход" бегает.
Итак, вот они, заснеженные.





В этом году на слипе Чайковского СРЗ поставлена ОТА 916. Говорят, судно изначально работало в Енисейском Речном Пароходстве (!!!), затем ходило по Дону и вот теперь куплено некой компанией "Нерудойл", что базируется в Перми. Ну и славно. Хотя странно. Камская Судоходная Компания различными способами отправляет свои суда работать на Волгу, уверяя, что работы на Каме не осталось. В то же время, мелкие компании скупают флот, для работы на Каме и прочих бассейнах.
Вот она 916-я на слипе Чайковского СРЗ.



Уже выходя со льда вдруг замер и остановился. Навеяли кое-какие воспоминания. Помню,маленьким, проезжая по плотине на автобусе, по пути с дачи, у Чайковской РЭБ, на спецпричале, всегда стоял резервный скоростной теплоход. Как правило - "Метеор". Не мог удержаться - на память сфотографировал этот причал...


И еще...Вот такая, то ли ледокольная, то ли ледорезная приставка также брошена и никому не нужна, увы...


Уже не первый год на слипе "отдыхают" 2 дизель-электрохода 785-го проекта - "Композитор СКРЯБИН" и "АРМЕНИЯ". Эти бедолаги то ли ждут лучших времен, то ли последней своей участи. Пока все не понятно. Кстати в этом году два Пермских 785-х снова будут в строю. Правда работать будут не от Перми, ну да ладно. Главное - живы и наши. "Украина" получила новое имя - "Булгар". "Композитор ГЛАЗУНОВ" реанимирован после многолетнего отстоя.
Рядом с 785-ми, тоже не первый год стоит ШПга "Курган". С ним тоже непонятно. Стоит себе. Говорили, что внутри его совсем пустовато. Фото сделаны "из-за забора".




Вторую зиму у нас ремонтируется "Дунайский 31". Может кто помнит, в 1994 году, в Пермском шлюзе произошла авария. Тогда состав с баржами чуть не протаранил шлюз от начала до конца. Последние ворота устояли. К чему это я? А вот к чему. В тот злополучный день в Пермский шлюз свой состав заводил именно "Дунайский 31" и еще один буксир.
Пока что ничего на судне не изменилось. Стоит себе. Знаете, иногда складывается мнение, будто в Чайковском суда не на ремонт приходят, а просто - на отдых.


Ну и напоследок... Летом на слип были поставлены два сухогруза 576-го проекта - "Табынск" и "Белозерск". В то же время шли разговоры, что ООО "КСК"отзывает свои суда с Волги. Вот только с какой целью?? Резать или восстанавливать? Это касается, кстати, и тех ШП, о которых я говорил несколько выше. Вид у судов не очень. Да и место, знаете... В позапрошлом году, там, где сейчас стоит "Белозерск", тихи и мирно порезали сухогруз 576-го проекта "Беломорск". Совпадение конечно...
Но мы с Вами все равно здесь бессильны. Хотя бы потому, что суда стареют, это факт.

суббота, 20 марта 2010 г.

Зимующий флот в Пермском затоне. Часть 1. Караван.

17 марта я наконец вырвался в Пермь. Цель проста - снова увидеть флот. Камский флот. Флот, который, увы, стареет. Стареет сильно. Замены нет.
Встретившись с друзьями в Перми мы дружелюбно пообщались. Вместе, беседуя, прошлись до затона. Расставшись с одним из друзей (он был ограничен по времени и не мог с нами пойти в затон) мы поспешили на лед.
Как же здесь все-таки красиво.... Солнце, флот и...тишина. Как раз тишина и смущала. Жаль, что ничего не гремит в затоне, не слышно звука "болгарки", не сверкает "сварка". Несколько рыбаков сидели на льду. Лишь на некоторых судах наблюдалось движение. Несколько человек прогуливались вдоль берега, наслаждаясь, видимо, свежим воздухом и все той же тишиной.
Все было как и прежде. Флот расставлен.
Первым встретился "Шлюзовой 89". Скажу прямо, судно несколькими годами раньше работало в Чайковской РЭБ флота. В основном занималось расстановкой флота в акватории РЭБ. Ныне, в Пермском затоне, функции судна не поменялись. При выходе и заходе круизного флота, "Шлюзовой" придется в самый раз.
Вдалеке стоят два 4-х дека - "Владимир Маяковский" и "Фёдор Достоевский". Это их "забронированные места".
В другом конце затона стоит еще один 4-х дек "Дмитрий Фурманов". Все три четырехпалубника каждую весну уходят работать на линию Москва - Санкт-Петербург. Возят иностранных туристов. Зарабатывают деньги.
Для интересующихся флотом скажу: рядом с "Фурмановым" - 588-й "Ф.Жолио-Кюри". Там тоже идет мелкий ремонт.
Прекрасный ракурс 785го проекта - это "Украина". Стоп. Простите. "Булгар". Ныне дизель-электроход будет работать от компании "ВодаФлот". Оттого и смена названия. Кстати мы побывали на его борту. Но здесь об этом ни слова.
А это ещё один представитель 785-го семейства. Дизель-электроход отличителен тем, что долгое время, порядка 17 лет, простоял в холодном отстое здесь, в Пермском затоне. Его судьба была предрешена еще в начале 90-х, когда по сути, он, являлся одним из передовых судов Камского Пароходства. В связи с начавшимися переменами в стране, увы, его работу свернули и оставили было до лучших времен. Лично сам я очень рад, что спустя 17 лет судно снова войдет в строй. И пусть работать будет не от Перми, главное - будет работать.
На "Глазунове" мы тоже побывали. Встретились с представителем компании, которая берет его в долгосрочную аренду. Надо отметить, что на судне "работа кипит". И это радует, опять же.
Изучая интерьеры "Глазунова", выдался приятный момент сфотографировать легендарное судно отечественного судостроения - дизель-электроход "Советский Союз".
Судно стоит в Пермском затоне не первый год. Говорят, что "Советский Союз" - любимчик Михаила Антонова среди судов, которые КРП купило за последнее время. Всевозможные слухи о якобы начавшейся его модернизации опровергаю, глядя на него. Пока что работ на нем никаких.
Идем далее... Встречаю тип судна, к которому отношусь нейтрально. Это "Уралец 2". В прошлом году в затоне я его не наблюдал. Добавить к этому больше нечего.
Оборачиваюсь. Печальный вид некогда мощного сухогруза 576 проекта - "Семипалатинск".
Судно переделано из грузового в так называемый счал. Нос, кстати, урезан. Вообщем баржа, отмечаю я про себя. Хорошо хоть, название еще более менее читается, напоминая о великом прошлом пароходства.
Бок о бок с "Глазуновым" встал "Николай Зеров".
Дальше за ним "Сергей Даньщин".
Оба судна 305-го проекта. Это тоже явный пример того, что КРП обладало многочисленным круизным флотом. Жаль, что оба теперь стоят и ждут... Непонятно чего...
За "Даньщиным" притоился "Плавмагазин 637".
Это ж надо, как раньше было!? Как много флота было. Разного! Идешь себе на судне, грузовом, пассажирском, не важно. Кончились продукты - на тебе "Плавмагазин". Суда специально от пароходства и работали, чтоб экипажи были сыты. Здорово, честно, здорово! А теперь вот стоит и ждет, когда в банкетоход переделают. А может и того, порежут...
Смотрю по другую сторону каравана.
Вот Вам, пожалуйста, "Мария": судно проекта 19620, кстати, 1990-го года постройки (!!!!).
Стоит и тоже чего-то ждет. И в КРП таких ждущих, ещё 2 штуки. С одной мы встретимся чуть позже - "Верой". Ну а "Софию" я показывал Вам в предыдущем рассказе. Суда походили по морям, а теперь вот брошены.

Чуть дальше стоит "Волго-Дон 90".
Говорят судно куплено или обменено на что-то. Вообщем факт - стоит и ждет. Жаль.
За "Волго-Доном" стоит еще один представитель 785-го проекта - "Композитор Глинка".
Тут снова. Просто. Без слов. Дай Бог - увидеть в плавании.
По-моему застоялся и этот теплоход: "Озёрный 208".
Предназначение судна - проводка во льдах, проводка плотов. Смешно, но получается, что для судна, видимо, работы нынче нет.

Вот так, мы прогулялись по каравану судов, стоящих в Пермском затоне.